ДЕТИ В ЦЕРКВИ

перейти на главный сайт

Главная - Дети в церкви - Как верующий родитель может помочь своему ребёнку достойно выжить в обычной школе?

Как верующий родитель может помочь своему ребёнку достойно выжить в обычной школе?

03:00, 21 ноября 2022
Дети в церквиОбучение

Часто случается так, что верующий ребёнок становится изгоем в школьном коллективе, и это наносит ему большую душевную рану. Однако не всегда причиной его изоляции становятся собственные моральные принципы или догматические взгляды. Бывает и такое, что ребёнок просто не умеет выстраивать обыкновенное общение со сверстниками; бывает, что верующие родители небрежно относятся к его внешнему виду или слишком строги к своему чаду. Есть ряд и других причин. Желая помочь учащимся и их родителям, зададим на эту тему несколько вопросов тем людям, дети которых остались в Православии и продолжают ходить в храм, искренне верят в Бога даже в подростковом и юношеском возрасте.

Отвечает клирик Калужской епархии протоиерей Алексий Порядный, отец и дедушка:

Отец Алексий, подскажите, пожалуйста, какие самые распространённые ошибки среди православных родителей приводят к изоляции ребёнка в школьном коллективе? К чему это может привести и как можно исправить ситуацию?

– Ошибки при воспитании. На мой взгляд, чрезмерный контроль и опекание ребенка, недоверие ему со стороны родителей, строгое взыскание за ошибки могут привести к развитию безволия, подавленности, безинициативности. Это неминуемо скажется на общении со сверстниками: возникает зависимое поведение, ребенок легко поддается влиянию и манипуляции, что в школьном коллективе расценивается как слабость и приводит к насмешкам и трудностям в общении.

Другой стороной такого образа воспитания может стать «протестное поведение» ребенка, когда он теряет контакт с родителями и, стараясь «вырваться на свободу», начинает вести себя агрессивно, дерзко, вызывающе, что также приводит к отчуждению в коллективе.

Как избежать такого развития событий? Родителям необходимо, прежде всего, начать воспитание с самих себя. Атмосфера мира, великодушия, терпения, взаимопонимания, взаимопомощи в семье естественным образом воспитает эти качества и в ребенке. Живой интерес родителей к духовной жизни поможет им отвечать на возникающие у ребенка вопросы, а чуткий интерес к его проблемам, доверие ему поможет создать дружеское отношение между родителями и ребенком, что крайне важно.

Отвечает Алла Кудряшова, мама троих детей:

Алла, поделитесь, пожалуйста, опытом, как сочетать православное воспитание ребёнка и заботу о его социализации в школьном коллективе? Чем родитель может помочь, и чего делать совершенно не стоит?

– Мама и папа прививают ребенку жизненные ценности. Умение быть человеком, быть добрым, помогать. Просить прощения, если виноват. Все это учит ребенка быть частичкой Божьего мира. И когда дети приходят в храм, я всегда спрашиваю их: «Как вы себя чувствуете?» Храм должен быть особенным местом, где хорошо и спокойно.

Что касается школы, я всегда говорила старшему сыну, что никогда нельзя стесняться своей веры, но и кричать о ней тоже не нужно. Например, при изучении различных религий мой сын отвечал на все вопросы в отношении христианства. Его спросили: «Ты что, в храм ходишь?» Он ответил: «Да, хожу в храм». Но! Мы не кричим, не призываем других: «Смотрите, это истина, пойдемте со мной!» Так нельзя делать, это еще больше отводит людей от тебя лично и от Православной веры.

В первую очередь мы показываем достоинство нашей веры своим примером. Мы – православные христиане – лицо Церкви, но при этом, конечно, мы все ошибаемся. Все могут ошибаться, но нужно уметь признавать свои ошибки, стараться быть хорошим человеком. И когда другие, может быть, только один человек из десяти, обратят внимание на твой хороший поступок и сделают вывод: «Он плохого не делает, он в храм ходит, я тоже так хочу!» И этот вывод – самое главное, что мы можем показать, даже если так решит один человек из ста. Если хоть одному понравилось твое поведение, это просто бесценно!

И тебе об этом знать не нужно совершенно, чтобы не возгордиться. Живи спокойно, тихо и знай, что Господь рядышком, Он все видит и все слышит.

Еще не нужно бояться быть собой. Мы такие, какие мы есть. И не нужно специально чего-то показывать наигранно, делать вид. Нужно, прежде всего, работать над собой. В первую очередь важно думать о том, что нас видит Бог: что Он подумает о нас? А что подумают люди – не надо вообще об этом думать. Например, мы проходим мимо нищего, а рядом идет толпа школьников. Мы не должны стесняться к нему подойти и оказать помощь. Нужно остановиться и помочь человеку. И абсолютно все равно, что скажут другие. Любой человек может оказаться на его месте, и нищий – прежде всего, человек. Прежде всего, это создание Божие.

Я также достаточно строго настаиваю на том, чтобы ни в коем случае дети не обижали животных, насекомых, мушек, букашек, не рвали просто так цветы, листья. Я всем своим детям объясняю, что это создания Божии. Это не приклеили на пластилин или клей, и нужно много времени, чтобы все это выросло. А если мы срываем и бросаем траву или листья, или цветы, то это все умирает. Мой средний сын, когда немного подрос, стал обращать на это внимание, несмотря на свой непростой характер. Он с волнением говорил: «Осторожно, мама, – тут букашечка, растопчешь!»

Также хочу отметить, что не заставляю детей читать молитвы против их воли – я хочу, чтобы они видели пример человечности. Я зову их читать молитвы, когда получается. По возможности, по силам.

В первую очередь – человечность и мой пример. Да, бывают такие моменты, когда я не успеваю себя контролировать. Но это моя вина, и я должна работать над собой.

Отвечает Мария Фирсова, мама четверых детей:

Мария, как, на ваш взгляд, можно помочь ребёнку не чувствовать себя странным в обычной школе? Как научить его иметь свое мнение и противостоять соблазнам этого мира?

– Я не могу задирать нос и говорить, что у меня все хорошо в воспитании, но некоторые моменты меня однозначно радуют. Прежде всего, это наше с детьми доверие друг к другу. Они мне могут рассказать даже то, что очень стыдно сказать. Потому что я стараюсь это слушать всегда со спокойным видом, не начиная их укорять или делать им тут же замечания, пока не дослушаю всю историю до конца.

Как раз недавно у нас со старшим сыном был разговор: он просит приставку, чтобы играть в игры, а мы, родители, категорически против. Сын приводил нам доводы, что у него в классе все в эти игры играют и над ним будут смеяться. И уже иногда смеются, что у него нет приставки. Что я ему на это ответила? Я работаю в полиции, и через меня проходит очень много оступившихся, оказавшихся на самом дне нашей жизни людей. И, как правило, все начинается с того, что на них влияют негативно не мама, не папа, а их окружение. Люди становятся наркоманами почему? Потому что более авторитетные ребята предлагают им распространять или употреблять наркотики. И я привела старшему сыну пример: «Вот ребята смеются, что у тебя нет приставки, а если кто-то подойдет к тебе и скажет: «Мы все колемся, а ты не колешься – давай с нами!»» Он сказал: «Нет, конечно!»

Но почему у него уже есть понятия о добре и зле? В этом помогает огромное количество примеров из нашего с ним общего окружения. У нас в семье есть два антипода среди родственников. Мой дедушка – тринадцатый ребенок в бедной семье, сам всего добился в своей жизни, работал, его посыл вдохновляет нас до сих пор. И совсем другой пример – мой дядя: был любимцем семьи, у него было всё, но не было силы воли, он оступился в жизни, спился и в целом печально завершил свою жизнь.

И каждый раз, когда вот так из школьной среды сверстников приходят требования, которые идут вразрез с устоями нашей семьи, мы вспоминаем вот эти примеры. Как важно сохранить свой стержень, как наш дедушка!

Публикация газеты «Время молодых»
(Калужская митрополия)

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх