ДЕТИ В ЦЕРКВИ

перейти на главный сайт

Главная - Дети в церкви - «Порой я удивляюсь, какие вопросы задают дети…»

«Порой я удивляюсь, какие вопросы задают дети…»

Сейчас о духовном образовании говорят довольно много. Во многих светских школах, колледжах и университетах есть свой духовный наставник – священник, который встречается и беседует с детьми и подростками, как говорят, «на вечные темы». Подобная наставническая работа ведется и в детских садах, когда батюшки стараются донести основы православной культуры до малышей. Как у них это получается? Да и возможно ли что-то вразумительно объяснить детсадовцу о Боге и вере? На эти вопросы отвечает духовный наставник муниципального детского сада «Троицкий» в Старом Осколе протоиерей Максим Горожанкин.

Отец Максим, вы являетесь духовником детского сада. Какие у вас обязанности в этом образовательном учреждении?

− Я являюсь духовником детского сада «Троицкий» на протяжении десяти лет, с момента его открытия. В мои основные обязанности входит еженедельное совершение богослужений. Для этого есть все необходимое: одна из групп детского сада переоборудована под православный храм, в котором есть алтарь, иконостас, престол. Дети, не выходя из детского сада, участвуют в Божественной литургии, церковных Таинствах, причащаются и таким образом приобщаются к традиции православного богослужения. Они даже стараются петь определенные молитвы за Божественной литургией. Например, мы с ними разучили «Господи, помилуй» на ектеньях, а также «Символ веры» и «Отче наш».

Что для вас значит это послушание?

− Для меня как православного священнослужителя и верующего человека это послушание, в первую очередь, является возможностью прикоснуться к миру детства. Поставив отрока посреди народа, Христос сказал: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…» (Мф. 18. 3). Каждый раз, когда я совершаю богослужение или присутствую на мероприятии в детском саду, я вместе с родителями оказываюсь в удивительной атмосфере детства, чистоты, открытости. С одной стороны, я духовный наставник детей и должен учить их, а с другой – они многому сами меня учат.

Зачем нужен духовник в детском саду, если малыши могут ходить с родителями в храм по воскресеньям?

− Действительно, в детском саду много деток из семей, которые являются постоянными прихожанами храмов города, и их немало. Однако родители знают: если у них по каким-то причинам не получилось ребенка причастить в воскресный день, то он придет в детский сад, где будет совершаться Божественная литургия, и поучаствует в церковных Таинствах.

Маленькие дети часто шумят, балуются и не слушаются. Иногда взрослые в таких случаях говорят малышам: «Тебя Бог накажет, раз ты не слушаешься!» Как образумить детей верующему родителю или воспитателю?

− Ни в коем случае нельзя говорить ребенку: «Тебя Бог накажет». Вообще у взрослых своеобразное отношение к послушанию. Особенно это касается той ситуации, когда нас должны слушаться. Мы очень часто абсолютизируем в отношении детей понятие «послушание», ведь не бывает идеально послушных детей. Мы, взрослые, очень часто, говоря о послушании, неосознанно желаем невозможного. Непослушание ребенка не всегда носит трагический характер, то есть если ребенок не слушается в каких-то мелочах, не надо делать из этого трагедию. Ребенок растет, он проявляет свою индивидуальность.

Особенно опасно ребенку перед исповедью говорить: «Ты подойди и скажи, что родителей не слушаешься». Этим часто грешат бабушки, которые ведут внуков на исповедь.

По мнению взрослых, непослушание – главный грех. Во-первых, нужно взрослому задать себе вопрос: в чем конкретно ребенок не слушается, и так ли это трагично? Во-вторых, если мы настраиваем ребенка на исповедь, на покаяние, то мы должны положительно мотивировать его. Порой детское непослушание не является самым главным грехом. Мы можем внимательно посмотреть на себя: какими мы были детьми, слушались ли мы во всем своих родителей? Мы увидим, что мы были такими же. Что же тогда делать? Может быть, при подготовке к исповеди заострить свое внимание и внимание ребенка на том, что помимо непослушания есть еще какие-то упущения в духовной жизни?

Когда я исповедую детей, первое, о чем я спрашиваю, – молятся ли они за родителей и молятся ли они вместе с ними? Ответы бывают разными. Мы, взрослые, подводя ребенка к исповедальному аналою, должны понимать, что он формируется вместе с нами и под нашим влиянием. Если родители не молятся, то и ребенок не молится. А если взрослые совершают келейное правило хотя бы в какой-то малой мере, читают утренние и вечерние молитвы, ребенок, глядя на родителей, будет делать то же самое. Я думаю, такая ориентация детей по отношению к Богу правильная.

Отец Максим, детский сад, в котором вы являетесь духовником, − муниципальный. То есть он не принадлежит Церкви, но в программе обучения детей есть так называемый православный компонент. Конечно, родители знают об этом. Возникают ли ситуации, когда мамы и папы недовольны таким духовным сопровождением детей? Как родители реагируют на присутствие священника в жизни их детей?

− Действительно, наш детский сад муниципальный, но каждый родитель, отдавая своего ребенка к нам, понимает, что здесь совершаются богослужения. Если есть какой-то диссонанс, то важно задать себе вопрос: нужен ли мне именно этот детский сад, в котором есть такой «православный компонент»? В целом родители положительно относятся к присутствию в их жизни православного храма и богослужений. Зачастую мамочки тоже остаются на службы – в этом и проявляется наше взаимодействие с родителями. Мы организуем мероприятия, которые носят православный характер. Здесь проходят утренники, посвященные двунадесятым и великим праздникам. Это вводит взрослых и детей в атмосферу церковности.

Сталкиваетесь ли вы с формальным подходом к преподаванию основ православной культуры со стороны воспитателей? Как решаете эту проблему?

− Если я вижу, что воспитатель, который пришел работать в детский сад, находится на стадии приобщения к Церкви, я помогу такому человеку сориентироваться и войти в эту среду. Тут самое главное для воспитателя – не быть внутренне против и понимать, куда он пришел трудиться. Важно, чтобы его поведение не отталкивало детей от веры. Самое главное для педагога – способствовать возрастанию и полноценному раскрытию личности ребенка.

Часто родители перед Причастием говорят малышам, что «сейчас батюшка даст «компотик». Естественно, это неправильно. Как просто и доступно рассказать ребенку о Причастии?

− Не нужно ничего выдумывать, просто говорите: «Это Тело и Кровь Христовы». Даже если сейчас ребенок не до конца понимает, что это такое, – можно просто сказать: «Это Господь». Но ни в коем случае не говорите про компотик.

Батюшка, наверняка вы часто сталкиваетесь в своей священнической практике с нестандартными, забавными и милыми ситуациями, которые связаны с детьми. Поделитесь, пожалуйста.

− Таких случаев действительно много. Например, всегда примечательна реакция детей на иконы. Икона Входа Господня в Иерусалим особенно интересует ребят. Помните этот образ? Христос, сидя на осле, въезжает в Иерусалим, а вокруг него – дети. Для малышей это близкий и интересный сюжет.

Порой я удивляюсь, какие вопросы задают дети… Конечно же, часто можно услышать от воспитанников: «Откуда взялся Бог?» К этой теме, пожалуй, сводятся все их вопросы. И каждый раз, слыша подобное вопрошание, я мысленно переношусь в детство. Когда я впервые пришел в храм, мне было девять лет. И я тоже спросил священника: «Откуда взялся Бог?» Тогда я не получил прямого ответа. Да такого и не нужно. Истина во всей полноте открывается нам в процессе постижения православной веры.

Беседовала Анастасия ГРИЩУК

Фото автора

Публикация сайта «Православное Осколье»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх